Пополнение коллекции музея - американский лайнер MD-83!

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ АВИАЦИИ ПОЛУЧИЛ АМЕРИКАНСКИЙ АВИАЛАЙНЕР

 В Государственном музее авиации имени О.К. Антонова на этой неделе появился первый «несоветский» самолет. Американский пассажирский лайнер «Макдоннелл-Дуглас» MD-83, который украинская авиакомпания «Bravo Airways» использовала для чартерных полетов в Египет, Турцию и Арабские Эмираты, после аварии решено передать в экспозицию ГМА. 

MD-83 ведет свою историю от первого американского реактивного самолета для коротких авиалиний DC-9 (Douglas Commercial, 9-модель), который был разработан в 1964-65 годах корпорацией «Дуглас», и стал классикой в ​​своей категории. Лайнер имел оригинальную в то время силовую установку из двух двигателей, размещенных в хвостовой части, и брал на борт (в зависимости от версии) от 80 до 139 пассажиров. Был выпущен огромной серией в 976 машин. 

После поглощения «Дугласа» корпорацией «Макдоннелл» последняя решила не отказываться от удачной модели, а усовершенствовать ее и продолжить производство под собственным брендом. Так в 1980 году на линии вышел «Макдоннелл-Дуглас» MD-80 - тот же DC-9, но с удлиненным фюзеляжем, который уже мог вместить до 172 пассажиров, мощными двигателями и немного измененным Т-образным хвостовым оперением. В 1980-99 годах было построено 1191 таких лайнеров в шести базовых модификациях - MD-80, MD-81, MD-82/88, MD-83, MD-87 и MD-90. Согласно своим параметрам самолет плавно перешел в категорию среднемагистральных. 

После очередного поглощения «Макдоннелл-Дуглас» крупнейшей американской авиастроительной корпорацией «Боинг» в 1996 году ... последняя тоже продолжила выпуск под собственной маркой «Боинг-717»! Однако «звездный час» лайнера уже прошел, и в 1998-2006 годах было выпущено всего 156 единиц... 

Собственно модель MD-83 создана в 1983-85 годах. От предыдущих она отличается увеличенными взлетной массой и запасом топлива, что заставило укрепить конструкцию планера и шасси, и установить более мощные двигатели. Основные параметры самолета почти не изменились, но дальность выросла почти на тысячу километров. В 1985-1997 годах было построено 230 таких машин. 

Общий выпуск машин семейства DC-9 (DC-9 / MD-80/90/717) продолжался 41 год и составил 2439 самолетов, что делает его третьим по популярности реактивным авиалайнером после Airbus A320 и Boeing 737. В отличие от советского самолета подобного класса Ту-134, который стал устаревшим уже на момент начала производства, и практически не модернизировался, в «Дуглас» был заложен огромный потенциал для совершенствования конструкции. 

Секретом долголетия семейства DC-9 / MD-80 также исключительный ресурс планера, достигающий 110 000 циклов взлета-посадки. Некоторые машины на момент списания имели более 105 000 циклов - больше любого другого типа реактивных авиалайнеров. 

С начала 2000-х самолет постепенно снимается с основных регулярных линий из-за низкой экономичности двигателей - они потребляют до 3200 кг топлива в час полета, тогда как, например, Боинг-737-800 - лишь 2500 кг, еще и берет на борт больше пассажиров. 

Но большинство MD-80/90 и MD-83 продолжили летную службу на чартерных рейсах, с менее напряженным графиком полетов. До сих пор их используют десятки авиакомпаний мира, в том числе четыре украинских. 

«Макдоннелл-Дуглас» MD-83 с регистрационным номером UR-CPR, который отныне является экспонатом музея, принадлежал украинской авиакомпании «Bravo Airways». 14 июня 2018 при посадке рейса из Анталии в аэропорту «Киев» из-за сильных порывов ветра и дождь самолет выкатился за пределы полосы. В результате были повреждены крыло и шасси. К счастью, никто из 169 пассажиров и 6 членов экипажа на борту не пострадали. Самолет могли порезать на металлолом, но владелец любезно согласился подарить его музею. 

"Нам потребовалось два автомобиля-длинномера и два 50-тонных крана для перемещения лайнера на нашу территорию. Это заняло целый день, - рассказал директор музея Александр Рыков. Мы очень рады, что у нас появился такой экспонат - теперь наши посетители смогут познакомиться с одной из самых популярных американских моделей, и наглядно сравнить его с отечественными. Его конструкция будет интересна также для студентов Национального авиационного университета ". 

Лайнер восстановят, и со временем планируется даже оборудовать салон для показа. Напомним, что Государственный музей авиации имени О.К. Антонова в экспозиции более 80 самолетов, вертолетов и беспилотников, а также коллекции авиационных двигателей, вооружений и наземной аэродромной техники. По рейтингам ГМА входит в семерку лучших авиационных музеев мира!

 Видео перебазирования самолета в музей можно посмотреть по этой ссылке