Туман и самолёты
Последнюю неделю Киев окутан туманом. Среди пассажиров и неравнодушных к авиации людей закономерно возникает вопрос, безопасно ли летать в таких сложных метеорологических условиях. Почему одни рейсы вылетают, когда с земли не видно даже сам самолет, а другие - отменяются? В этом тексте мы попробуем разобраться, как воздушные суда и авиакомпании справляются с туманами.
Во-первых, надо понять что такое туман. Это атмосферное явление, когда капельки воды, кусочки льда или их смесь зависают в атмосфере близко к земле и не могут подняться вверх, чтобы рассеяться. Да, туман снижает видимость, что может стать одним из факторов задержки или отмены рейса. Но не ключевым, потому что их на самом деле много.
Летная или нелетная погода это совокупность таких факторов как состояние взлетно-посадочной полосы, общие погодные условия, скорость и направление ветра (или его отсутствие - штиль). Все это называется общим термином "метеорологический минимум".
Во-вторых, учитываем и другие "минимумы": заложенные в самом самолет его разработчиками - сегодня, большинство современных лайнеров могут садиться автоматически близкой к нулевой видимости, но к этому обычно не прибегают; показатели, которые выдают датчики и оборудование непосредственно аэропорту ( "аэродромный минимум") в зависимости от расположения и рельефа местности. Горные аэропорты имеют значительно выше минимума, несмотря на оборудование. А еще не стоит забывать о человеческом факторе - разные пилоты имеют разный допуск, разную квалификацию. И там, где один спокойно взлетает в густой туман, второй вынужден остаться на земле.
Как правило, принятие решения по взлету базируется на худшем из минимумов: самолета, пилотов и аэродрома. Если, например, самолет может садиться с видимостью, например, 300-350 метров и его пилоты имеют все допуски к ней, но аэродром может принять рейсы только со значительно большей видимостью (например, 800-900 м или даже 1 км), то посадка невозможна. Надо менять курс на запасной аэродром или принимать решение о втором круге. И наоборот, если на земле дальность видимости ВПП (runway visual range) низкая, или ВПП обледенела, то авиалайнер просто не взлетит. Из-за сильного снегопада или низкой температуры осадков, что делает очистку ВПП бессмысленной, "воздушные ворота" могут на некоторое время закрыть.
К тому же, не все аэропорты мира имеют мощные курсово-глиссадные системы ILS, потому что они очень дорогие. В общем, антенны ILS создают самолету "посадочный коридор", за пределы которого выходить нельзя. Это - безопасный способ посадить машину даже на автопилоте и в плохую погоду. В дождь и туман помогают системы радиоглисадних маяков и специальная противотуманная подсветка ВПП. В завершение можно сказать, что посадка в туман осуществляется в основном по приборам в кабине самолета и системам на земле. Но последнее слово всегда за диспетчерами аэропорта.