Ми-26 - правда и миф
Ми-26 - самый большой в мире серийный грузовой вертолет и, видимо, один из самых известных. Он был разработан в 1970-х годах как замена Ми-6, так как спектр задач для грузовых вертолетов постоянно расширялся. Впрочем, путь к новой машине был нелегким: из-за экономических проблем была свернута программа гигантского Ми-12, а в 1970 году умер основатель бюро Михаил Миль.
Новый глава предприятия Марат Тищенко дал "добро" на проектирование нового тяжелого вертолета. Заказ от армии СССР было четким: вертолет должен был перевозить до 20 тонн грузов на 500-800 км, подниматься выше 1,5 км. Для этого были созданы два новых турбовальных двигателя Д-136 с мощностью более 20 000 лошадиных сил. По сравнению с Ми-6, они производили на 30% больше тяги. Первый полет произошел 14 декабря 1977, машина была в воздухе 3 минуты. На счет Ми-26 записано 14 мировых рекордов из них 9 - установлены женщинами.
Боевое крещение вертолет прошел во время войны в Афганистане. Был привлечен к ликвидации аварии на ЧАЭС (спецмодификацию на заводе Миля сделали за три дня). Славу Ми-26 принесли операции по спасению Ми-8 с высоты 3100 м на Кавказе в 1988 году и даже амфибии Бе-12 с места вынужденной посадки. "Летающая корова" пригодилась и для миротворческих миссий ООН. Именно в "ооновской" ливрее Ми-26 экспонируется в Государственном музее авиации имени Антонова. Всего в Украине находится на хранении 16 этих вертолетов.
Уже после распада Советского Союза Ми-26 продолжил удивлять. Например, в 1992 году его услуги понадобились на другом конце света .. Место и сама миссия были совершенно экзотическими: найти и спасти в Папуа Новой-Гвинее (!) ДБ-7 "Бостон" тринадцатой эскадрильи США, который упал в местное болото во время Второй Мировой, сбитый японцами. Ветерана уже ждали в музее ВВС Австралии.
Наш герой - гигант высотой с трехэтажный дом, а в длину дольше "Боинга 737-800". Площадь, которую покрывает его главный винт с восемью 16-метровыми лопастями - 800 метров. Диаметр рулевого винта тоже впечатляет - 7,5 м. Внутри военной версии могут находиться 82 солдата или 70 десантников в полном снаряжении или 60 носилок с ранеными.
При этом гражданская версия была выпущена только 12 января 1985 (до этого все Ми-26 шли прямо в армию СССР). Была добавлена внешняя подвеска для грузов и убраны некоторые приборы. На подвеске, например, можно было легко транспортировать морской контейнер! Скорость возросла до 220 км / ч, расход топлива снизился на 30%. Арсенал транспортных возможностей расширился до перевозки труб и лесных бревен. Несмотря на солидный возраст, машина до сих пор проходит модернизации и выполняет свою работу в разных странах мира и в разных геоклиматических условиях.
Существует распространенный миф, что музейный экземпляр вертолета Ми-26 участвовал в ликвидации аварии на ЧАЭС, а затем хранился на "могильнике техники" откуда его забрали в экспозицию.
На самом деле, по воспоминаниям работников музея, занимавшихся его перевозкой, вертолет получили от Конотопского авиаремонтного завода, где он находился вместе с еще несколькими однотипными машинами. К ликвидации этот борт не имел никакого отношения. Интересно, что для того, чтобы доставить вертолет в музей, его пришлось разрезать вдоль фюзеляжа! В честь наших войск, выполняли миротворческие миссии, он был перекрашен в ливрею "ООН"
Тем не менее, мы, на всякий случай, проверили Ми-26 с помощью дозиметра! Сделали замеры внутри, снаружи и даже в технологических нишах. Везде радиационный фон вертолета находился в пределах допустимых показателей по городу Киеву.