Президентский Ил-62МК — в планах ГМА
В 2014 году Государственным музеем авиации, Государственным авиапредприятием «Украина» и Государственным управлением делами была начата совместная программа создания экспозиции правительственных бортов в музее авиации.
Перевозка первого экспоната Ту-134А-3 эксплуатировавшегося ГАП «Украина» состоялась в декабре 2014 года и вызвала большой интерес у жителей Киева и авиационных фанов. Фотографии и видеозаписи процесса транспортировки заполонили ленты социальных сетей и новостных сайтов.
В этом году музей замахнулся на большее!
В наших планах получение президентского самолета авиакомпании «Украина» Ил-62МК (UR-86528). Учитывая его идеальное техническое состояние, планируется осуществить перелет самолета из аэропорта Борисполь, в аэропорт Жуляны с дальнейшей его буксировкой в музей авиации.
Построенный в 1981 году, самолет до 1992 года входил в 235-й отдельный правительственный авиаотряд, под эгидой которого выполнял литерные перевозки и специальные рейсы по доставке сменных экипажей советских подводных лодок в самые разные точки земного шара.
После развала СССР вошел в состав ВВС Украины, а в 1994 году был передан в ГАП «Украина».
За годы его эксплуатации в правительственной авиакомпании самолет обслуживал первых трех президентов Украины. Все официальные зарубежные визиты, а также большинство перелетов по Украине президенты Кравчук, Кучма и Ющенко выполняли на борту именного этого Ил-62.
Самолет имеет большую музейную ценность, поскольку во время международных визитов первых лиц государства именно этот лайнер представлял Украину во многих уголках мира, т.е. выполнял функцию такого же символа Украины как флаг, гимн и герб.
Президентский Ил-62 должен быть сохранен для будущих поколений не только как бесценный исторический артефакт и политический символ, а и как национальное достояние Украины.
С приходом к власти четвертого президента Украины титул борта №1 у нашего Ил-62 перехватил современный Аэробус А319. Лайнер еще какое-то время использовался для перевозки различных правительственных делегаций и крайний раз был замечен в небе в январе 2014 года.
К сожалению его дальнейшая эксплуатация стала нерентабельна из-за выработки календарного ресурса, неэкономичности его двигателей и невозможности прохождения капитального ремонта, так как осуществить его можно только на территории РФ.
В данное время самолет стоит в законсервированном состоянии на территории военного сектора аэропорта Борисполь, его хорошо видно с трассы при въезде в город.
Сейчас музей ведет активные переговоры с Государственным управлением делами, Госавиаслужбой Украины и другими причастными организациями о сохранении и передаче этого ценнейшего экспоната в музей.
Если на всех уровнях будет принято положительное решение о судьбе самолета, то летом мы очень надеемся крайний раз увидеть этого красавца в небе во время перелета, после чего он займет достойное место в экспозиции правительственных самолетов Украины.