27 февраля 1887 года родился Петр Николаевич Нестеров

27 февраля 1887 родился Петр Николаевич Нестеров, известный военный летчик начала ХХ века, основатель фигуры высшего пилотажа "мертвая петля", ныне "петля Нестерова" и воздушного тарана. 

Родился Петр Нестеров в семье военного воспитателя кадетского корпуса в Нижнем Новгороде, но после ранней смерти мужа жена с четырьмя детьми вынуждена была переехать в дом для вдов, по сути в приют. У Петра выбор места обучения был ограничен из-за отсутствия средств, поэтому он учился в кадетском корпусе, где когда-то работал отец. Вот что писали о нем в аттестационном журнале «Кадет 7 класса Нестеров ... обладает острым умом, любит математику, физику, черчение. Чрезвычайно настойчив в принятых решениях, проявляет динамический характер ... Кадет Петр Нестеров - идеальный тип будущего офицера с ярко выраженными моральными качествами и храбростью, могущего увлечь за собой своих подчиненных в бою. " 

По завершении начального обучения, Нестеров вступает в Михайловское артиллерийское училище, знакомится с Надеждой Рафаиловной Галицкой (Диной), создает семью, и оправляется по завершению обучения во Владивосток. Случайное знакомство с аэростатом, который находился в воздухоплавательной роте, навсегда меняет судьбу Нестерова. Там он в качестве артиллериста-наблюдателя несколько раз поднимался в воздух на аэростате. С тех пор он уже не представлял себя без авиации. Во время отпуска в Нижнем Новгороде 1911г. Нестеров строит свои первые планеры, становится членом Нижегородского общества воздухоплавания. Это стало началом его деятельности как авиатора. Позже он поступает в Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу, потом в Гатчинскую летную школу, знакомится с иностранными самолетами в Варшаве, а в мае 1913г. Петр Нестеров переезжает с женой, дочерью Маргаритой и сыном Петром в Киев в состав сначала 7-й, а позднее 11-й воздухоплавательной роты. 

Поселилась семья Нестерова в доме №5 по ул. Лабораторной, ныне Московской. Там два раза в неделю по вечерам собиралась творческая интеллигенция города, где читали стихи, показывали свои произведения живописи, пели украинские песни, велись дискуссии об авиации, литературе, искусстве, Нестеров играл на мандолине, пел. Кстати, по воспоминаниям дочери, у него был прекрасный голос и директор и профессор консерватории Дмитрий Александрович Глазунов предлагал ему серьезно заниматься пением. Но его навсегда очаровала авиация. 

В те времена мир увлекался длинными перелетами. И Нестеров решил 10-11 августа 1913г. в составе трех самолетов выполнить свой перелет по маршруту Киев-Остер-Козелец-Нежин-Киев. Это было новое слово в военной практике. Такие перелеты он выполнил еще дважды, из Киева в Гатчину Нестеров перелетел за один день, это был рекорд. 

Но Нестеров был не просто пилотом, Все время он пытался совершенствовать и сам самолет, и полеты на нем. Так он начал использовать на самолете специальный нож для прорыва оболочки аэростата и длинный трос с "кошкой" для повреждения вражеского винта. 

В то же время Нестеров вынашивал идею исполнения "мертвой петли", доказывая что воздух также является опорой. 27 августа 1913г. в Киеве над Сырецким полем Петром Нестеровым на самолете "Ньюпор-4" впервые в мире был выполнен замкнутый круг в вертикальной плоскости, таким образом было положено начало выполнения фигур высшего пилотажа. 

За научную разработку глубокого крена и исполнение "мертвой петли" Киевское общество воздухоплавания наградило Петра Николаевича золотой медалью общества, а руководство города вручило золотой жетон, с которым Нестеров никогда потом не расставался. В 1914 году П.Н.Нестеров получил назначение начальником 11-го авиаотряда, который принимал участие в боях у Львова. 

26 августа 1914г. военный летчик П.Нестеров недалеко от Львова выполнил свой бессмертный подвиг - таран австрийского самолета "Альбатрос", которым управлял барон Розенталь, выполняя воздушную разведку. Отважный Нестеров на легком самолете "Моран" быстро летел навстречу австрийцу, ударил по крыльям своим шасси. но сцепился с врагом, и оба самолета упали на землю. Приказом главнокомандующего армией Юго-Западного фронта штабс-капитан Нестеров был награжден орденом святого Георгия IV степени посмертно. 

Как национального героя Петра Николаевича Нестерова отпевали в Никольском военном храме Киева, тысячи киевлян, местная знать, школьники, военные летчики-фронтовики три дня приходили на прощание с героем. С большим почтением тело летчика похоронили на Аскольдовой могиле. В 1938 году состоялось перезахоронение останков на Лукьяновское военное кладбище, участок 13-1 и установлен памятник. Рыцарь неба, военный ас, основатель высшего пилотажа навсегда остался в украинской земле.

В Киеве, на доме, где в 1914г. жила семья Нестеровых установили мемориальную доску; в 1958г. в Шевченковском районе города, там где когда-то был Сырецкий аэродром, появилась улица Петра Нестерова; у АНТК им. Антонова в 1989г. был открыт памятник П.Нестерову в виде его фигуры на фоне "мертвой петли"; в 2013г. Национальный Банк Украины выпустил в обращение пятигривневую монету "Петля Нестерова" к 100-летию ее выполнения; 28 марта 1973 астрономом Тамарой Смирновой в Крымской обсерватории был открыт астероид №3071, названный в честь П.Н.Нестерова; на территории Государственного музея авиации им. Антонова был открыт памятник летчику; в местности "Волчья гора" в Дарницком районе Киева растет сосна Нестерова, а рядом установлен памятный камень с надписью о том, что в 1913г. здесь проходила корректировка артиллерии Петром Нестеровым; до 1992 года город Жолква во Львовской области, где погиб авиатор, носило название Нестеров, там же находился и музей в его честь.

Имя Петра Николаевича Нестерова стало легендарным и широко известным за пределами страны еще при жизни, и хотя оно было не долгим - всего 27 лет, но сколько он успел сделать! Его фигуры высшего пилотажа навсегда вошли в историю авиации, их выполнили сотни раз, он дал толчок многим авиаторам к выполнению новых, более сложных фигур, стал примером настойчивости, обоснованного риска, отваги и скромности.