Конструктор мирового масштаба - интервью с директором музея

Это конструктор мирового масштаба - директор Музея авиации рассказал о значении Олега Антонова

В этот день 1906 родился авиаконструктор Олег Антонов. При жизни Антонов создал 52 планера и 22 самолета.

- Олега Антонова часто называют «Антей мировой авиации». Он внес весомый вклад в историю мирового авиастроения. Проекты Олега Константиновича по-своему уникальны и представляют важную составляющую мировой авиации, - рассказывает директор Государственного музея авиации имени О.К. Антонова Александр Рыков.

- В чем заключается особенность подходов Олега Антонова к проектированию самолетов по сравнению с другими советскими авиаконструкторами?

- Во-первых, это была очень талантливый многогранный человек. Также Олег Константинович был художником, писал стихи, увлекался спортом. В целом его можно поставить в один ряд с такими конструкторами как Туполев, Ильюшин и Яковлев. Но его авиационная школа все-таки немного отличается от их, потому что он в основном пытался делать гражданские самолеты с широким полем применения.

- Правильно ли его называть создателем именно украинской авиации?

- Безусловно. Благодаря тому, что конструкторское бюро Олега Константиновича Антонова начало функционировать в Киеве, украинское авиастроение получило очень большой толчок для развития. Многие заводы на территории Украины стали производить продукцию, которая использовалась для построения самолетов марки Ан. Соответственно, его непосредственная работа как генерального конструктора этого бюро, привела к росту авиационной промышленности всей нашей страны и мы до сих пор пользуемся плодами его наработок в этой сфере. Благодаря работе этих предприятий наша страна в авиационной сфере очень известна.

Не только Ан-124 "Руслан" и Ан-225 "Мрия" является визитками нашей страны, но и тот же Ан-2 - многоцелевой самолет, который чрезвычайно известен за рубежом.

- В 1999 году в Международный аэрокосмический зал Славы Аэрокосмического музея, в американском штате Калифорния, внесли имя Олега Антонова. По вашему мнению, почему это сделали?

- Тот вклад, который сделал Олег Константинович и те его технические идеи, которые были им же и воплощены в металл в его конструкторском бюро, позволили во многом и другим авиационным конструкторам реализовать свои проекты. Очень много технических идеи Олега Константиновича распространялись и среди других конструкторских бюро. Например, Ил-76 - транспортный самолет Ильюшина. В ходе его создания использовали наработки по конструкции кабины экипажа, над которыми работал Олег Константинович Антонов. Еще один яркий пример - Самолет Яковлева - Як-40 - его прообразом выступал самолет совместной работы Антонова и Бериева - Ан-Бе-20. Это говорит о том, что его пребывание в том зале славы абсолютно заслуженным.

- При жизни Олег Антонов создал 52 планера и 22 самолета. Это мало или много по сравнению с другими авиаконструкторами?

- Это очень большое количество самолетов. И здесь нужно смотреть не только на цифры, но и учитывать то, что почти все эти самолеты стали серийными. Количество самолетов марки Ан - это большой вклад в мировую авиацию. То есть здесь важно не только количество, но и качество, а она у самолетов марки Ан доказана годами эксплуатации. Многие из них эксплуатируются до сих пор.

- В чем секрет успеха Антонова?

- Прежде всего - это талант. Второе - любовь к небу, к авиации. Он всю жизнь этим увлекался с самого детства хотел быть пилотом. У него, к сожалению, не получилось, поэтому он стал конструктором авиационных планеров. Благодаря планерам, он досконально освоил знания по динамике полета, по аэродинамике. Все это он применял в своих последующих конструкциях, позволило нам получить такие уникальные самолеты Антонова, которые мы имеем на сегодняшний день.

- Какие из самолетов, построенных по проектам Олега Антонова, можно назвать легендарными? И почему?

- Безусловно, это Ан-2 - воздушный вездеход. Очень многофункциональный самолет. Целая линейка самолетов, построенная на базе легендарного Ан-24, который летает до сих пор. Это грузовые самолеты - Ан-26 и Ан-32 - самолеты специального назначения - Ан-30.

Также можем сюда добавить Ан-22 "Антей". Это первый в мире большой военно-транспортный самолет. И дальше уже идут непосредственно "Руслан" и "Мрия". Это вот основные самолеты, которые предоставляют популярность имени Олега Константиновича и являются наиболее известными его проектами.

- Почему столь успешным стал Ан-2? Что иллюстрирует его удачную конструкцию?

- В свое время Ан-2 был настолько же массовым самолетом, насколько немецкий малолитражный Volkswagen-Жук среди легковых автомобилей. Самолет собирали с 1947 по 2002 на территории Украины и Польши. А в Китае его производят и сейчас. Всего выпущено уже более 18000 этих самолетов и они до сих пор эксплуатируются.

Прежде всего, Ан-2 получился очень простым самолетом как в эксплуатации, так и в пилотировании и обслуживании, что в послевоенный период позволило нашей стране и Советскому Союзу в целом быстро поднять авиационное сообщение в труднодоступных регионах. Уникальность Ан-2 в том, что он может выполнять посадку на небольшие неподготовленные площадки. В зимний период его можно оборудовать лыжами и он будет выполнять полеты в условиях крайнего севера. Также его оснащают поплавками и он выполняет взлеты и посадки с воды в труднодоступных местах, где большое количество рек и озер. Ан-2 также крупнейший в мире поршневой биплан. А биплан - это самолет с увеличенной площадью крыла, что позволяет ему иметь очень высокие взлетно-посадочные характеристики. В то время не существовало никаких аналогов Ан-2, это был совершенно новый класс самолетов. 

- Что вам известно о характере Антонова, его жизненную позицию, привычки? Как это могло помочь в его точной работе? 

- К сожалению, я лично не был знаком с Олегом Константиновичем, но много общался с его современниками. Все они отзывались о нем как о чрезвычайно благородном, воспитанном и вежливом человеке. Это позволяло ему управлять огромным коллективом конструкторского бюро и серийного завода. 

- До последних дней жизни Олег Антонов прилагал неимоверные усилия по восстановлению памяти Игоря Сикорского в истории авиации Украины, помогал поэту-шестидесятнику Василию Стусу, выступал в защиту Лины Костенко. Что вам известно об этом? 

- Он очень любил Украину. И особенно Киев. За годы жизни в нашей стране он проникся нашими ценностями. Конечно же участь этих людей, достаточно сложная в тот период, большое влияние на него и он безусловно пытался помогать этим людям, используя свое высокое положение и связи. 

- Кто принял решение назвать музей именем Антонова?

 - Это было коллегиальное решение. Идея давно уже обсуждалась между людьми, которые стояли у истоков музея, но само решение о переименовании приняли 2 года назад. Это было общее решение предприятия "Антонов" и руководства Национального авиационного университета и Государственного музея авиации. Музей, по сути, является уникальным. Это крупнейший технический музей на территории Украины. Имя же Антонова для нашей авиационной промышленности очень важно. Поэтому, чтобы его увековечить, приняли решение назвать масштабный музей именем известного авиаконструктора Украины. 

- Сколько в вашем музее машин Ан? 

- Сейчас 10 самолетов марки "Антонов". Но у нас идет многолетний проект по передаче и создании на территории музея большой экспозиции, состоящей из практически всех доступных сейчас на территории Украины самолетов марки Ан. У нас есть модели самолета Ан-24 в нескольких модификациях: в гражданской и военно-транспортной. Есть специальный самолет аэрофотосъемки Ан-30. Также есть уникальный самолет Ан-71 - советский АВАКС, который не пошел в серийное производство из-за развала Советского Союза. Этот самолет легко узнать по радиолокационной антенне в виде большой тарелки на хвосте. А еще у нас сохраняется уникальный планер Антонова. Говорят, что на этом планере Олег Константинович сам выполнял полеты на аэродроме "Чайка". Сейчас планер находится на реставрации, но уже вскоре мы выставим его в основную экспозицию.