Стартовала реставрация салона Ан-30!

В рамках реставрационных работ, которые выполняются сотрудниками музея, в Ан-30 проводится доукомплектование кабины пилотов и штурмана приборами, обновление салона и общее приведение экспоната в презентационный вид.

Ан-30 - самолет воздушного наблюдения и аэрофотосъемки, модификация Ан-24. Был разработан в АНТК имени Антонова вместе с ОКБ Бериева. Начало разработки - 1964 год, а летом 1967 года один серийный Ан-24 был переоборудован под будущее "Изделие ФК (с фотокамерами)". Полностью заменили носовую часть, она была расширена, застеклена, там создали место для фотографа. Силовая установка - два турбовинтовых двигателя АИ-24ВТ и один дополнительный реактивный РУ-19А-300. В наше время, Ан-30 еще служит в Румынии, Казахстане, Украине, России и Болгарии для наблюдательных полетов в рамках Договора об открытом небе.

Первый полет состоялся 21 августа 1967 года. Серийное производство началось на заводе "Авиант" под названием Ан-30 и продолжалось до 1980 года. Всего было выпущено 115 машин нескольких модификаций. Например, Ан-30А - гражданский фотокартограф, Ан-30Б - для военной разведки, Ан-30Д "Сибиряк" - для более дальних полетов с дополнительными топливными баками и Ан-30М "Метеозащита" с системой радиолокации "Гроза-М-30". Она размещалась под кабиной штурмана. Если зайти внутрь самолета, можно увидеть люки под 5 фотоаппаратов для плановой и перспективной аэрофотосъемки. Оборудование позволяло выполнять работы днем ​​и ночью, в автоматическом и полуавтоматическом режимах. Отдельно была создана пассажирская модификация Ан-30-100.

Необходимость в Ан-30 объяснялась потребностями разведки, а также для уточнения топографических карт (с воздуха это делать быстрее). При этом большинство карт во времена СССР находились под грифом "секретно" и/или "для служебного пользования". Это значило, что для обычных людей, не имевших специального доступа, такие карты были недоступны. Рассказывают, что перед вылетом Ан-30, штурман, который одновременно был и аэрофотографом, получал в секретном отделе карты под личную роспись. Потеря карт могла вызвать серьезные проблемы.

Если переходить именно к музейному экспонату, то он имел регистрационный номер UR-30005, заводской - 1406. Летал с 1978 года в составе флота Министерства Гражданской Авиации СССР. В начале 90-х успел два года провести в Словакии в авиакомпании Air Transport Europe, прежде чем вернуться во флот уже независимой Украины. Осуществлял рейсы с 1994 по 2002 годы в составе "Авиалинии Украины - Air Ukraine" и "Ukraine National Airlines", но потом 5 лет стоял на хранении. В 2008 последний раз поднимался в небо, в 2011 был списан и выведен из государственного реестра. На этом закончилась его служебная карьера. Он был последним из целого подразделения Ан-30, которое в советское время базировалось в Жулянах. Но самолет избежал досадной судьбы других собратьев и получил вторую, музейную жизнь.

В Государственный музей авиации имени О.К. Антонова Ан-30 попал 15 ноября 2012. Долгое время до этого он просто стоял себе среди кустов на краю летного поля в Жулянах, зарастая травой. В 2015 ему вернули классическую "ливрею" Аэрофлота, поэтому номер изменился на СССР-30005. Важно отметить, что увидеть Ан-30 в музее авиации можно только в Киеве и в Праге.