Юбилей «Анов»

20 октября 1959 года поднялся в воздух самый популярный советский пассажирский самолет - Ан-24. Он был первым пассажирским лайнером, созданным во всемирно известном ОКБ О.К. Антонова. Почти десять лет спустя, 21 мая 1969, выполнил первый полет самый массовый легкий транспортный самолет Ан-26. 

Турбовинтовой Ан-24 брал на борт до 52 пассажиров, и доставлял их со скоростью до 450 км/ч на расстояние до 1000 километров. Он был основной «рабочей лошадкой» Аэрофлота на местных воздушных линиях: Ан-24 можно было увидеть в каждом областном центре по всей территории СССР, в большинстве региональных аэропортов Восточной Европы, на многих аэродромах Азии и Африки. Он занимал самую первую позицию по экспорту среди всех советских самолетов - благодаря надежности, простоте обслуживания и неприхотливости к климатическим условиям его закупили 38 стран мира. 

Ан-26 был основным легким транспортным самолетом не только в СССР, но и во всех странах Варшавского договора. Он берет на борт до 5,5 т грузов (или до 39 военных, или 30 парашютистов-десантников), и перевозит их со скоростью 435 км/ч на расстояния до 1100 км. До сих пор Ан-26 остается основным транспортным самолетом Воздушных Сил Украины и большинства постсоветских государств, ряда стран Азии, Африки и эксплуатируется даже в Латинской Америке. В целом его экспортировали в 29 стран. 

В настоящее время в эксплуатации остается более 650 машин семейства Ан-24/Ан-26. 

Оба самолета, ставших легендарными, выпускались на авиационном заводе в Киеве - здесь были построены 1028 серийных Ан-24, и 1402 Ан-26. Двигатели АИ-24 к обеим машинам также производили в Украине - на запорожском заводе (ныне ОАО «Мотор-Сич»). 



60-летний юбилей Ан-24 и 50-летний - Ан-26 коллектив ГП «Антонов» отпраздновал по-авиационному: 18 октября на аэродроме ГП «Антонов» в Гостомеле было организовано небольшое авиашоу, на котором самолеты-«ветераны» совершили демонстрационные полеты.

Первым поднялся в воздух легкий многоцелевой Ан-28 - из его «чрева» красивый групповой прыжок на точность приземления выполнили парашютисты из Украинской ассоциации экстремальных видов спорта. 

Общим пролетом поздравили юбиляров сверхлегкие самолеты известной украинской компании «Аэропракт»: двухместные А-22LS и А-32, амфибия А-24 и новейший «ультралайт» А-40. 

Эффектный пилотаж на последнем, завершившимся заходом на посадку с виража, продемонстрировал главный конструктор фирмы Юрий Яковлев. «Аэропракт» является наиболее успешным авиастроительным предприятием Украины - только лишь за 2018 год оно выпустило 96 самолетов, которые были проданы в Европу, Африку и Азию. 



Собственно юбиляров показали в воздухе летчики 15-й бригады транспортной авиации имени О.К. Антонова Воздушных Сил ВСУ. 

Первым поднялся в воздух Ан-24Б - единственный оставшийся на службе у отечественных ВС. Самолет с бортовым номером «01» используется для перевозки руководства Вооруженных Сил и международных делегаций. 

Почти сразу за ним взлетел Ан-30Б - специализированная машина, созданная на базе Ан-26 для аэрофотосъемки и картографирования местности. Самолет носит на борту имя Героя Украины полковника Константина Могилко, командира эскадрильи «Блакитна стежа». Его безоружный самолет 6 июня 2014 сбили террористы над Славянском, погибло пять членов экипажа ... 

Завершал демонстрационные полеты военный Ан-26, который получил народное название «Везунчик». На борту он несет имя «Феникс» - в память о волонтерском фонде, который собрал деньги и энтузиастов для его восстановления и ввода в боевой состав осенью 2014 года (материал о нем представлен на сайте ГМА). 

Он вылетал даже дважды: первый раз продемонстрировал сброс грузов на парашютах, а затем - десантирование военных парашютистов, которые выполнили эффектный групповой прыжок в компактной группе. 



На торжественном митинге выступили руководители авиационной промышленности Украины. В завершение Президент ГП «Антонов» Александр Донец наградил участников и гостей почетными грамотами. 

На площадках статической экспозиции можно было увидеть как участников полетов, так и ряд известных самолетов, созданных в КБ Антонова - мощный Ан-124 «Руслан», способный поднимать 150 тонн, перспективный, но «невезучий» Ан-70, и новейший транспортный Ан-178, который сейчас проходит испытания. 

Немного непривычно среди самолетов выделялся своим камуфляжем модернизированный вертолет Ми-2МСБ-1 - совместная разработка ОАО «Мотор Січ» и ПАК «АгроавіаДніпро». Как внешне, так и по кабине он не отличается от современных западных машин.

Новая обтекаемая носовая часть, хвостовой винт, цифровая авионика («стеклянный кокпит» с многофункциональными индикаторами), новый салон и новые двигатели от «Мотор Сичи» сделали его более экономичным, мощным и надежным. Вес уменьшен на 400 кг, расход топлива - на 30%. Впервые в Украине налажен выпуск лопастей основного винта. Этот проект дает возможность модернизировать большой избыточный парк Ми-2, который есть в Украине, за относительно небольшие деньги. 

Валерий Романенко, к.и.н, 

ГМА