Первый великан Антонова

11 февраля 1956 с аэродрома Святошино первый полет совершил военно-транспортный самолет Ан-8, дал начало специализации КБ Антонова на тяжелых грузовых самолетах. Разработка двухдвигательного самолета Ан-8 началась в АНТК им.О.К. Антонова в январе 1954 года. Главным конструктором был назначен А. Я. Белолипецкий. 

Для работы над проектом в АНТК им. О. К. Антонова был переведен ряд специалистов из других КБ. В апреля 1954 года к ним добавился большой выпуск студентов Харьковского авиационного института. Большую помощь оказал также авиаконструктор Р. Л. Бартини (в частности он сконструйував пол грузовой кабины). 

Эскизный проект транспортного самолета был готов в июле 1954 года. При работе над проектом конструкторам пришлось решить ряд сложных проблем, связанных с десантированием грузов. 25 октября 1954 макетной комиссии заказчика был предъявлен макет с двумя вариантами силовой установки. Затем на Киевском авиационном заводе «Авиант» началось изготовление первого прототипа, которое завершилось в декабре 1955 года. 

Первая публичная демонстрация самолета состоялась 18 августа 1956, опытный Ан-8 принял участие в воздушном параде над Тушино совместно с другой новинкой Ту-104. 

Со 2 октября по 27 ноября прошли государственные испытания самолета. На испытаниях была выявлена ​​недостаточная статическая устойчивость и управляемость самолета на посадке при боковом ветре, самопроизвольные автоколебания при прямолинейном полете, плохая работа двигателей на высотах более 6000 м. Вместо ТВ-2Т было предложено установить двигатели АИ-20, но их мощности было явно недостаточно. Однако O.Г. Ивченко предложил форсировать АИ-20, доведя его мощность до 5180 л.с. В июле-октября 1957 года были приведены работы по установке на прототипе двигателей АИ-20Д. Заводские испытания были завершены 21 ноября. Параллельно в АНТК им. О. К. Антонова была доработана конструкция самолета: на 0,8 м увеличен размах крыльев, установлен другой киль и противоштопорные интерцепторы, усилен фюзеляж. 

В том же году Ташкентский авиационный завод приступил к серийному производству самолета под обозначением Ан-8. Для обеспечения эффективности производства на заводе был создан филиал АНТК им. О. К. Антонова. 

Первый серийный Ан-8 вышел из ворот сборочного цеха в августе 1958 года. 20 июня 1959 начались заводские, а 7 августа - государственные испытания серийного Ан-8. Испытания завершившихся 30 октября с положительным результатом. В том же году самолет принят на вооружение ВТА. Но доработки продолжались и после этого. 

Ан-8 серийно производился на Ташкентском авиационном заводе в 1958-1961 годах. Всего был выпущено 151 самолет. С 1959 года самолет Ан-8 стал поступать на вооружение военно-транспортной авиации, где эксплуатировался до 1970 года. К тому времени было списано 80 машин, а другие перешли в подразделения других родов войск и различных министерств. 

В 2004 году АНТК им. О. К. Антонова отказалось от любой ответственности за состояние самолетов, которые еще находились в эксплуатации, фактически прекратив их легальное использование. Однако, в Африке Ан-8 осуществляли коммерческие рейсы и после этого: в январе 2005 года в Конго потерпел крушение самолет этого типа. 

К сожалению на территории нашего государства этих самолетов не осталось.