30 лет украинской «Мрії»
21 декабря 1988 - совершил свой первый полет, самый большой и самый мощный в мире транспортный самолет Ан-225 «Мрія», созданный киевским КБ имени Антонова.
Уже в марте 1989 года в одном полете с максимальной взлетной массой более 500 000 кг (1100000 фунтов) было установлено 106 мировых рекордов и рекордов для самолетов этого класса.
Самолет создавался для перевозки компонентов ракет-носителей «Энергия» и космического корабля «Буран», но к моменту окончания строительства первого Ан-225 все необходимые перевозки были сделаны самолетом ВМ-Т «Атлант», и в программе «Буран» Ан-225 поучаствовал только перевозкой «Бурана» на Парижский авиасалон и осуществлением нескольких показательных полетов на Байконуре.
С распадом Советского Союза в 1990 и закрытием программы «Энергия-Буран» единственный действующий Ан-225 был помещен в ангар, его двигатели были демонтированы для использования на самолетах Ан-124.
В 1989 АНТК Антонова создала холдинговую компанию по предоставлению услуг по перевозкам тяжелых грузов под названием «Авиалинии Антонова», которая содержалась в Киеве, а работала из аэропорта Станстед близ Лондона в сотрудничестве с компанией Air Foyle HeavyLift. Компания начала работу с флотом, состоявшим из четырех Ан-124-100 и трех Ан-12, но в конце 1990-х стало очевидным, что есть потребность в самолете, большим чем Ан-124.
Учитывая эту потребность, законсервированный Ан-225 был реконструирован, модифицирован для перевозки тяжелых грузов и возвращен в работу под руководством «Авиалиний Антонова».
Первый коммерческий полет «Мрія» осуществила 31 января 2002 из Штутгарта в королевство Оман с грузом 187,5 тонн продуктов питания для американских военных, расположенных в стране. С тех пор Ан-225 стал в ряду с «Русланом» «рабочей лошадкой» в парке самолетов «Авиалиний Антонова» благодаря возможности транспортировки объектов, ранее нельзя было перевезти по воздуху (локомотивы, 150-тонные генераторы и т.д.).
Возможность быстрой транспортировки крупногабаритных грузов, необходимых пострадавшим от стихийных бедствий, обеспечило самолете репутацию ценного помощника для гуманитарных организаций.
Начиная с июля 2003, Ан-225, вместе с самолетами Ан-124, перевез более 800 тонн оборудования для гуманитарных миссий в Ираке. Ан-225 также был привлечен правительством США для транспортировки военного обеспечения на Ближний Восток для поддержки коалиционных войск.
В августе 2009 года «Мрія» была занесена в Книгу рекордов Гиннесса за перевозку самого большого в истории авиации моногруза общим весом в 187,6 тонны. Это был генератор весом в 174 тонны, что транспортировался вместе со специальной рамой из немецкого Франкфурта в Ереван, для новой армянской электростанции. Экипаж самолета получил сертификат, свидетельствующий о внесении рекорда судна в «Книгу рекордов Гиннеса».
10 июня 2010 по заказу одной из ведущих фрейтфорвардингових и логистических компаний GEODIS WILSON A/S украинским самолетом Ан-225 был перевезен самый длинный груз в истории воздушных перевозок - две лопасти ветряка (длиной 42,1 м каждая) из Китая в Данию.
25 марта 2011 самолет Ан-225 авиакомпании «Авиалинии Антонова» доставил в Японию гуманитарные грузы, генераторы и технику общей массой 140 тонн для пострадавших от землетрясений и цунами, по заказу правительства Франции.
В октябре 2012 самолет доставил в Душанбе оборудования для Нурекской гидроэлектростанции, изготовленное в Харькове на предприятиях ОАО «Корпорация Турбоатом». Груз общим весом 125 тонн состоял из колеса турбины массой 57 тонн, крышки турбины 36 тонн и сопутствующего оборудования. Только Ан-225 мог доставить такой груз к месту назначения за один рейс.
В мае 2016 Ан-225 совершил коммерческий рейс в Австралию, перевезя из Праги в город Перт генератор с оборудованием общей массой 130 тонн.
В этом году в рамках энергетического проекта «Авиалинии Антонова» доставили крупногабаритные генераторы из Чили в Боливии за 12 последовательных рейсов. Это был самый большой по количеству последовательных рейсов проект в истории эксплуатации Ан-225 «Мрия» на коммерческом рынке. В рамках этой логистической операции из Чили в Боливии было перевезено 12 генераторов для теплоэлектростанции на заказ Hansa Meyer Global Transport GmbH & Co.
Стоит отметить, что в свое время велись разработки, относительно использования самолета в качестве платформы для запуска космических летательных аппаратов. Одним из таких проектов была авиационно-космическая система МАКС - двухступенчатый комплекс воздушного старта, который должен состоять из самолета-носителя Ан-225, на котором устанавливался бы орбитальный самолет или грузовой контейнер. По расчетам это должно существенно уменьшить стоимость вывода грузов на орбиту.
Учитывая растущую сейчас среди коммерческих операторов популярность концепции "воздушного старта" космических запусков, возможно мы еще увидим этот удивительный самолет в новом амплуа!