101 год украинской авиации

13 декабря 1917 Центральная Рада Украинской Народной Республики официально образовала Воздушный флот. Его командующим был назначен подполковник-авиатор Виктор Павленко. Ему подчинились инспекторы (командующие) авиации и воздухоплавания: первый заведующий всеми делами связанными с самолетами, второй - деятельностью воздухоплавательных частей, на воздушных баллонах осуществляли разведку и корректировку артиллерийского огня. 

Формирование украинских военно-воздушных сил во времена Центральной Рады происходило в чрезвычайно сложных условиях и затруднялось целым рядом внутренних и внешних факторов, но прежде всего - отсутствием у политического руководства страны четкой концепции развития Вооруженных сил в целом и военно-воздушных формирований частности, нехваткой кадров, неудовлетворительным техническим состоянием и недостаточным количеством самолетов и другого авиационного имущества, противодействием большевиков, агрессией Советской России. 

Времена Украинского Государства стали единственным в истории украинской авиации 1917-1920 годов периодом мирного развития. Велось планомерное формирование боевых и вспомогательных авиационных и воздухоплавательных подразделений, принимались меры по комплектованию их техникой и личным составом, разворачивалось боевая учеба. В частности, было создано восемь корпусных авиационных дивизионов, более 30 авиационных и несколько воздухоплавательных отрядов. Летом 1918 года в указанных подразделениях насчитывалось почти 200 самолетов различных типов, в том числе и тяжелых бомбардировщиков. 

Военно-воздушный флот Директории УНР активно использовался в войне за независимость в 1919-1920 годов. Наряду с боевыми операциями (ведение разведки, нанесение бомбоштурмовых ударов с целью поддержки наземных войск) не менее важным направлением деятельности военно-воздушного флота УНР было осуществление курьерских полетов для связи с заграницей. Предполагалось даже создать целую сеть регулярных авиационных линий, соединивших бы Украину с другими странами. Однако данный план, как и многие другие, так и не был реализован в полном объеме. 

Наибольшее могущество было достигнуто накануне наступления украинских армий на Киев-Одессу в августе 1919 года, когда в распоряжении Директории было, по некоторым оценкам, до 26-ти самолетов. В дальнейшем силы авиации УНР постепенно уменьшались и осенью 1920 года были сведены к единственному авиаотряду - 1-му Запорожскому, который насчитывал 3-5 самолетов. Однако и это мизерное в количественном отношении подразделение принимало активное участие в боевых действиях до последних дней боев в ноябре 1920 года. Даже после окончательного поражения в войне за независимость и интернирования подразделений армии Директории в польских лагерях, командование военно-воздушного флота УНР принимало максимальные усилия для сохранения авиационных подразделений, надеясь на продолжение борьбы в будущем.

Автор реконструкции:  Т. Штык