Первый "выпускник" ХАИ

Восьмого октября 1932 в небо над Харьковом поднялся самолет ХАИ-1, которому посчастливилось быть первым по многим направлениям: 

— Первый серийный самолет разработки ХАИ под руководством Иосифа Немана. 

— Первый серийный многоместный (6 пассажиров) пассажирский самолет в Европе, преодолевший скорость в 300 км/ч. 

— Первый серийный советский пасажирсьий самолет с убирающимися шасси. 

— Первый серийный самолет киевского Завода № 43 (ныне называется Серийный завод "Антонов"). 

Построено 43 экземпляра, которые эксплуатировались в ГВФ (Аэрофлоте) с 1933 до конца 40-х годов XX века, в частности на линии Москва-Харьков, Москва-Симферополь, Москва-Ташкент и др. 

История создания 

Иосиф Григорьевич Неман в 1930 году возглавил кафедру конструкции самолетов ХАИ, активно пропагандируя создание новых летательных аппаратов с высокими аэродинамическими характеристиками. При поддержке директора института П. П. Красильникова он организовал при Научно-исследовательском секторе (НИК) проектирование скоростных машин. В своих конструкциях он широко применил дерево, которое считалось тогда малоперспективным. 

Разработка ХАИ-1 стала практическим применением предложенного Неманом бригадно-коллективного принципа работы с привлечением студентов ХАИ и инженеров НИКа. Каждая бригада слушателей одного из курсов получала четко сформулированную задачу на реально разрабатываемый объект. В процессе работы все узловые вопросы обсуждались на коллективных технических совещаниях. При этом каждый член бригады имел свое персональное задание. 

Результатом коллективной работы под руководством 29-летнего конструктора стало то, что 8 октября 1932 летчик Б. Н. Кудрин поднял ХАИ-1 в воздух. Машина показала хорошую устойчивость и управляемость. В дальнейших испытательных полетах показался основной недостаток ХАИ-1 - неудовлетворительная работа механизма ручной уборки и выпуска шасси. Летчик должен был тратить много времени на вращение штурвальчика, внимательно следить за правильностью укладки канатов в канавках шкива. 

17 февраля 1933 ХАИ-1 перегнали в Москву на государственные испытания в НИИ ВВС. Перелет был выполнен в рекордные для пассажирских машин тех лет 2 часа 54 минуты. 

В течении марта-июня 1933 летчики В. Ф. Петров и П. И. Стефановский провели весь комплекс государственных испытаний машины ХАИ-1. 

Серийное производство 

26 марта 1933 серийный выпуск самолетов ХАИ-1 поручили Харьковскому авиазаводу, но из-за его занятости работами по К-7 выпуск был перенесен в Киев на завод №43, который занимался ремонтом планеров. 

На главном самолете первой серии был изменен подъемник шасси, что позволило уменьшить усилие при вращении рукоятки, а главное - повысить надежность выпуска и уборки колес. Сами колеса заменили более легкими тормозными с двумя боковыми амортизационными стойками. Увеличив площадь руля, конструкторы улучшили конструкцию и облегчили управления самолетом. 

В пассажирской кабине добавили еще два окна, их стало пять с каждой стороны салона. Мягкая фетровая обивка снизила в нем уровень шума. Была улучшена вентиляция кабины, несколько увеличен объем грузового отсека. 

Вес головного образца в целом удалось снизить на 125 кг по сравнению с опытным.

На заводских испытаниях летчик Т. С. Жуков летал на этой машине со скоростью 319 км/ч. В ноябре 1934г. летчик-испытатель В. Г. Мареев выполнил полет на главный серийной машине Киевского завода. 

Всего было выпущено 43 машины. 

Эксплуатация 

В апреле 1935 летчик Аэрофлота А. Григорьев рейсом Москва-Киев начал эксплуатационные испытания самолета. Он был признан лучшим в Аэрофлоте по скорости, грузоподъемности и экономичности.

 Регулярные полеты на ХАИ-1 открылись в начале 1936 на линии Москва-Симферополь. В процессе эксплуатации проявилась слабость стоек шасси. Серийное производство было временно приостановлено. После доработки, из-за возросшей массы, число пассажиров сократили до 5. 

3 сентября 1937 на маршруте Тамбов-Ростов-Баку-Тбилиси-Ростов-Москва экипаж С. Табаровського первый этап пути в 2375 км выполнил за 9 летных часов со средней скоростью 264 км/ч 

7 октября 1937 ХАИ-1 стал работать на трассе Москва-Ташкент. Пилотировал самолет Г. И. Капрелян и прошел 3000 км за 11 ч. с одной остановкой в ​​Актюбинске.

ХАИ-1 использовались для пассажирских и почтово-грузовых перевозок на линиях Москва-Харьков, Москва-Минводы, Ростов-Краснодар и других до конца 1940 года.