Первый полёт Boeing B-17 Flying Fortress

28 июля 1935 летчик-испытатель Лес Тауэр впервые поднял в небо прототип одного из самых известных бомбардировщиков времен Второй Мировой войны - Boeing B-17. Тогда же Ричард Уильямс, репортер Seattle Times, придумал название «Летающая Крепость», когда самолет, со всех сторон которого торчали пулеметы, выехал из ангара. В компании Boeing очень быстро поняли ценность такого "прозвища" и зарегистрировали его как товарный знак. 

Осенью 1940 двадцать бомбардировщиков B-17 были поставлены в Королевские военно-воздушные силы Великобритании. 

Самолет сразу стал легендой, благодаря своей боевой мощи и способности возвращаться на аэродром даже с простреленной фюзеляжем, из которого были вырваны куски обшивки. Оригинальная конструкция крыла позволяла выдерживать тяжелые повреждения. 9 крупнокалиберных пулеметов обеспечивали мощную защиту. Однако, были серьезные проблемы с уязвимостью бомбардировщика B-17, не удалось преодолеть его склонность к воспламенению. Слабой была защита спереди при лобовой атаке истребителей: из 27 фрагментов тяжелых броневых плит и противозенитных экранов ничто не защищало экипаж от лобовой атаки. При попадании в лобовую часть из пушки или даже пулемета экипаж оказывался совершенно не защищенным. 

Результаты дневного применения B-17E/F без истребительного прикрытия были плачевны: в ходе двух рейдов вглубь Германии 17 августа и 14 октября 1943 120 самолетов был сбит, а 240 требовали длительного ремонта. 

Несмотря на беспрецедентно большие потери, американские летчики осуществляли до 1000 самолето-вылетов в день. 

Операция «Френтик» 

В-17 принимали участие в операции «Френтик»: совместная советско-англо-американская операция с челночным движением американских бомбардировщиков треугольником Англия - Северная Италия - Полтава. Благодаря наличию полноценных баз в вершинах «треугольника» увеличивалась дальность действия бомбардировщиков, поскольку не было необходимости возвращаться на аэродром вылета. Бомбардировка осуществлялась «на проходе» между двумя вершинами «треугольника», что позволяло разнообразить направления бомбовых атак и делать их неожиданными для противника. 

Операция началась 2 июня 1944 вылетом из Италии эскадры в 750 самолетов (вместе с истребителями прикрытия Р-51 «Мустанг»), которая осуществила бомбардировки объектов на территории Венгрии и приземлилась на аэродромах Полтава, Миргород и Пирятин. Потери американцев: один - В-17 и один - Р-51, пять Мустангов вернулось в Италию. 

Подготовительные технические работы к первому вылету продолжались почти полгода. На полтавских грунтовых аэродромах, непригодных для приема тяжелых самолетов при любой погоде, было уложено металлическое покрытие общей площадью 354 тыс. м². Построены казармы, госпитали и квартиры для американского персонала баз. Для прикрытия баз с воздуха здесь разместили советскую 329-ю дивизию истребителей «Аэрокобра». 

Немецкое командование, обеспокоенное эффективностью новой тактики бомбовых ударов союзников, приняло контрмеры. 22 июня 1944 немецкая авиация полностью разбомбила базу в Полтаве, уничтожив почти 70 американских самолетов. База была приведена в порядок только через месяц. Челночные бомбардировки продолжались до 8 октября 1944 года, после чего программа была свернута. 

А теперь предлагаем вам посмотреть 17-минутное видео полета отреставрированного B-17, снятое внутри самолета!